Досуг и реабилитация

ДОСУГ и РЕАБИЛИТАЦИЯ для инвалидов молодого возраста, имеющих тяжёлые множественные нарушения развития и граждан пожилого возраста, частично утративших способность к самообслуживанию с психическими нарушениями.

 

Задачи организации досуга и реабилитационных мероприятий

1. Художественно-эстетическое воспитание получателей социальных услуг, развитие и укрепление взаимоотношений между молодым и старшим поколениями посредством совместной деятельности;

2. Повышение качества социальных услуг, за счёт увеличения материальных запасов, основных средств и проведения мероприятий по повышению уровня комфортности оказания услуг;

3. Организация и проведение социально-реабилитационных мероприятий в специально созданных условиях, комфортных для получателей социальных услуг;

4. Создание условий для реализации потенциальных возможностей молодых инвалидов в области творчества, адаптивно-двигательной деятельности и спорта, повышение бытовой самостоятельности, социализация, повышение качества жизни, интеграция в общество;

5. Стимулирование и поддержка активной жизненной позиции граждан старшего поколения;

6. Создание условий семейного воспитания для выпускников детских сиротских учреждений, формирование семейных ценностей.

Используемые методы:

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Сенсорный;

4. Практический.

Основные принципы работы:

- принцип уважения личности;

- принцип индивидуального подхода;               

- принцип развития собственной активности получателя социальных услуг;

- принцип социальной интеграции;

- принцип комплексного воздействия.

В рамках организации досуга работа ведётся в следующих направлениях:

1. Арт-терапия;

2. Гарденотерапия;

3. Музыкотерапия;

4. Песочная терапия;

5. Тематические прогулки;

6. Сенсорная комната;

7. Концертная деятельность;

8. Театральная деятельность;

9. Фильмотерапия;

10. Клуб «Вместе веселее».

Арт-терапия.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.

В своей практике мы используем солёное тесто, цветную бумагу, нитки, природные материалы.

 

 

 

 

Гарденотерапия.

Это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения получателей социальных услуг к работе с растениями.
Ухаживая за растением мы получаем нужные социально-бытовые навыки. Гарденотерапия является важным элементом в социальной адаптации. Развивается внимание, память, улучшается мелкая моторика рук, вырабатываются навыки ориентирования в пространстве. Кроме того, снимается мышечное напряжение, улучшается психоэмоциональное состояние.  Занятия проходят как на отделении, так и на территории парка интерната.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций. Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

 

Песочная терапия

Песочная терапия — это оригинальный способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретения целостности. Применение песочной терапии в практике дает возможность передать свои глубинные, порой неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Это тот случай, когда фантазии и свобода творчества приветствуются и помогают человеку раскрепоститься, выйти за рамки своих стереотипов, увидеть иные способы решения проблемных ситуаций.

В работе используется стол–песочница с подсветкой.   Упражнения, направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе периодических занятий развиваются творческие способности и воображение.

                                

Тематические прогулки и экскурсии.

Цель прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие получателей социальных услуг, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Благодаря таким мероприятиям мы расширяем кругозор, мотивируем на двигательную активность и познавательную деятельность.

 

Сенсорная комната.

Затемненная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Целью такой комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление.

       Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:

- Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности;

- Развитие концентрации и управления вниманием;

- Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности;

- Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции;

- Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации;

- Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности;

- Профилактика умственного и физического переутомления.

Концертная деятельность.

У каждого человека есть физиологическая потребность в движении.  А занятия танцами позволяют не только прекрасно провести время, восполнить недостаток двигательной активности, но и помогают эмоционально раскрепоститься, освободиться от накопившегося напряжения и достичь гармонии со своим телом.

На базе 6 и 10 отделений создан танцевальный ансамбль «Солнышко».  В ансамбле принимают участие получатели социальных услуг разных возрастов. Самой старшей участнице 72 года , а самой младшей 19 лет . Несмотря на все это, они легко существуют вместе - благодаря опыту старших поколений и энтузиазму молодых участников.

Театральная деятельность

Театр способствует нравственному воспитанию личности. Он учит быть человеком, то есть учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное влияние. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как доброта, милосердие, любовь.